Вы, очевидно, обратили внимание на очень обнадеживающие факты: каждый ребенок рождается синестетиком и продолжает им оставаться минимум год; в условиях химического воздействия на нашу нервную систему синестетические эффекты проявляются практически у каждого. В научных кругах существует устойчивое мнение (я бы назвала его ограничивающим убеждением), что синестезия - явление скорее уникальное и присущее в разной степени только гениальным Творцам или генетически предрасположенным "обычным людям". Очень может быть, что это убеждение опирается не на научные исследования, а на их отсутствие. Опыт доказывает, что способности к визуализации, к мультисенсорному восприятию, к продуцированию творческих состояний сознания развиваются при их целенаправленной практике (те же одаренные ученые могут служить примером людей, спонтанно развивших определенные качества в условиях постоянного подкрепления). "Мостики" нейронных связей формируются при осознанной и постоянной активизации определенных зон коры головного мозга. Слово "практика" я употребляю в значении, близком скорее к восточной традиции, когда практика подразумевает целостную, последовательную, дисциплинированную систему действий и их осмыслений, "собирание, взращивание и трансформацию". Это отнюдь не линейные система отношений практикующего и его опыта: происходят квантовые скачки в восприятии, "петли" возврата к исходным смысловым формам, переосмысление целей практики на личностном уровне - и коррекция собственных представлений как об изучаемом мире, так и о своем "Я", их взаимосвязи.
Из опыта ведения тренингов по динамическому обучению и тренинга "Магия Творчества" я могу с полной ответственностью сделать вывод, что при условии сохранения целостности восприятия (немного подробнее об этом скажу ниже) практически каждый условно-здоровый человек может развить в себе соответствующие возможности. Это обусловлено нашей психофизиологией, и если какое-то состояние сознания, включая его интуитивные зоны, присутствовало в нашем опыте, хотя бы в младенческом возрасте или в экстремальной ситуации, его можно сознательно развить и научиться продуцировать.
Говоря о целостности, я имею в виду постоянное обращение к восприятию более высокой системы собственного процесса сознания. В настоящее время принято ругать бедное левое полушарие нашего головного мозга, нашу могущественную дигитальную (логическую) часть. Но именно она позволяет кодировать информацию с помощью все более емких символов, изобретает языки описания и передачи информации об окружающей реальности и этим выводит многие наши способности "из сумрачного мира случайности" (Р.Дилтс). Синестетические переживания свойственны каждому человеку, но они далеко не всегда осознаются и соответственно не контролируются. Есть образы событий, пугающие нас своей мрачностью и жесткостью ("Я не могу об этом думать, это как железом по стеклу"), именно эти чувства делают их негативными. Есть светлые, легкие, веселые или нежные чувства, связанные с дорогим и радостным событием. Оно, как правило, окрашено в "просторные", "летящие", "светлые", "теплые" краски и может ассоциироваться со звуками музыки, колокольчиков, легкого звона, с теплом летнего дня или, наоборот, свежего морозца, с запахом ветра, леса или моря и т.д. Синестезия - строго интимное, личное переживание внутренней стихии сознания во всей ее целостности логического и интуитивного. Мы живем всем существом, воспринимаем жизнь всеми клеточками своего мозга и нервной системы, всем телом и всей душой, не всегда это замечая, а тем более анализируя.
Почему мы так редко пользуемся синестезией? Она слишком важна, она именно тот маркер, который позволяет выделить значимую для нас информацию из обыденного потока знакомых и привычных символов, ассоциаций, особенно в творческих актах. Синестетические ощущения, как правило, сопровождаются и соответствующим эмоциональным фоном. В упражнениях на развитие мультисенсорного восприятия очень важно изначально наладить телесный и душевный контакт с самим собой, со своей эмоциональной и умственной сферой. Перед началом каждого упражнения расслабьтесь, обращая внимание на свою позу, на ощущения легкости и покоя в области лба, висков, глаз, скул и нижней челюсти, где чаще всего кроются зажимы. Затем вы можете обратить внимание на расслабленность затылка и основания шеи, мягко распространяя расслабление на позвоночник, грудь, руки, живот и ноги... Эта процедура не должна занимать много времени, достаточно несколько минут или секунд. Ваш организм и нервная система очень быстро смогут отреагировать на четко сформулированное желание расслабиться, и по мере практики этот опыт будет все более точным. Сделайте несколько достаточно глубоких, но без усилий, вдохов-выдохов, приводящих к еще большему расслаблению тела и ума, - и подумайте о той задаче, ради которой вы начали практиковать свое объемное, многомерное восприятие мира, подумайте о чудесном инструменте, который у вас есть, но вы запамятовали, куда его положили, - очень красивый, настоящий, очень нужный инструмент ... Вы можете поступить самым рациональным образом: припоминая, где находится необходимый нам объект, мы возвращаемся в ситуацию, когда он еще был с нами, вспоминаем свои действия, окружающую обстановку, свои мысли, чувства. Часто мы кладем вещи в непривычное для них место, "чтобы не забыть", и именно поэтому их приходится искать... Давайте вернемся в самое раннее детство или в тот момент нашей жизни, когда звуки или чувства благоухали и переливались всеми красками, когда слова, вместо черненьких плоских буковок на не всегда белой бумаге, воспринимались нами как живая реальность - со своими цветами, объемом и мелодией...
Когда вы учились читать - какие буквы вам нравились больше всего, меньше всего? Какого они были цвета для вас, с чем ассоциировались? Мне, например, нравилась маленькая буква "е" - она казалась мне такой нежной, светло-радостно-зелененой, как молодые побеги на ветвях ели, и звучала она, как песня пичуги в весеннем лесу... Наверное, потому что с буквы "е" начиналось слово "ель", и само это слово такое нежное (кстати, может быть, оно у кого-то колючее и темное)? Но я помню, что еще не умела читать и не знала, что слова читают по буквам, а "е" уже было таким - и только поэтому мне захотелось прочесть слово "ель" :-). Или буква "А" - какая она у вас? Какое ощущение цвета (а еще лучше света) у вас вызывает мягкий, нежный, пропеваемый вашей любимой певицей или любимым человеком звук "Ааааааааа"? Если он звучит все выше и выше, растворяясь в каких-то небесных сферах? И наоборот - все ниже и ниже опускается и теряется в недрах земли? Как изменяются ваши ощущения цвета, пространства, если вы сами пропоете этот звук несколько раз вверх и вниз - а если сперва вниз, а потом вверх? Есть ли разница в вашем эмоциональном состоянии? Очень точно, пристально понаблюдайте за его сменой - и одновременно за сменой цветового ощущения. Что происходит с общей тональностью - краски становятся ярче или наоборот тухнут, как изменяется цветовая гамма, ее насыщенность, яркость, контрастность? Не старайтесь очень точно "градуировать" цвет, важно общее плавное ощущение смены оттенков, приблизительно как в программах Photoshop при работе со спектром, а не с основными вебцветами :-). Что происходит с пространством - в каком случае оно сужается, а в каком расширяется, распахивается? Можно добавить предположение о сопутствующем запахе, который тоже изменяет свою интенсивность. Не волнуйтесь, если вы его "реально не ощущаете", ведь и цвет присутствует именно в пространствах нашего воображения. Синестетик - не тот человек, который отдергивает руку от листа бумаги с "горящей" буквой А, или "колючей" буквой Щ :-),
Это элементарное упражнение позволит вам почувствовать тонкие механизмы настройки своих мультисенсорных каналов и их реальное существование. Как и любое подготовительное упражнение, оно предваряет основную работу. Стоит сразу же перейти к масштабированию своего навыка.
Очень быстро, не задумываясь, ответьте на вопросы:
Какая цветовая гамма у музыки Моцарта? Бетховена? Вашего любимого стимулирующего музыкального произведения? У той музыки, которую вам приятно слушать, если грустно на сердце? Какого цвета ваша грусть? А ваш восторг? Какое пространство они занимают, как выглядят? Какое ощущение цвета, объема и звука у вас вызывает ваше любимое стихотворение, любимая книга, последняя прочитанная в газете статья? Человек, с которым вам приятно общаться? Читателям, знакомым с практиками НЛП или Холодинамики, будет проще сделать объединяющий шаг и пережить все характеристики описываемых субмодальностей не последовательно, а одновременно.
Попробуйте нарисовать любое свое чувство, совершенно не стараясь логически обосновать целесообразность использования того или иного цвета, палитры, формы - просто и легко, как сама пойдет рука и к какому цвету она потянется... Если у вас есть пластилин, цветная глина или еще какие-то материалы для лепки, вылепите ваше чувство (книгу, песню, мелодию, понятие, цель), максимально расслабившись и отпустив свои руки, глаза и эстетическое восприятие. Процесс должен быть спонтанным - руки сами возьмут нужное количество материала нужного цвета, легко и естественно придадут ту форму, которая вам понравится, и каждая ее линия будет продолжением движения вашего чувства через движение ваших рук и его ритм. Вы сможете ощутить внутреннюю музыку, передающуюся глине и организующуюся в единственно возможную композицию. Попробуйте добавить в движение ваших рук и мыслей чувство Любви - к материалу, к Земле, его создавшей, к своим рукам, к внутренней мелодии, к мыслям и ко всей вашей великолепной вселенной Со-Знания...
Искушенному в подобных практиках человеку бывает очень полезно наладить более тесный контакт своих синестетических образов с архетипическими стихиями огня, воздуха, воды, земли. "Небесные" и "земные" чувства отличаются не только по мета-ощущениям, но и по цвету, звуку, запаху, вкусу... Горечь утрат, тяготы беспросветных депрессий легко трансформируются с помощью очищающих танцев огня, ласковых потоков прозрачной воды или чуть теплого весеннего ветра с запахом пробуждающейся земли... Какая музыка у вас ассоциируется с огнем или водой? Какая книга оставила у вас ощущение чистого родника, стремительного бурлящего потока или величавого океана и какие тут присутствуют мелодии? Какое событие в вашей жизни вы можете сравнить с легким восходящим потоком нагретого солнцем воздуха, поднимающим в голубоватые необъятные просторы ваше сознание? Ваше сияющее "Я", вобравшее в себя силы и красоту всех стихий, - как звучит оно? Ученые недавно открыли "музыку ДНК", оказывается, каждый из нас имеет собственную мелодию, как и свой спектр "ауры", свою основную частоту вибрации, и, видимо, каждый из нас вносит во Вселенную свою неповторимую голограмму чувств...
И последнее на сегодня: Радость, которая звучит в нашем сердце и пробуждает плавный ритм мыслей, сопровождает озарения сознания и награждает в каждом творческом акте - лучший индикатор нашей гармонии с самим собой. Если вы получили удовольствие от выполнения этого упражнения, ощутили пластику психических процессов - значит, вы его выполнили верно :-).