ЛИЧНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТ КУЛЬТУРА
Четверг, 21.09.2017, 11:31
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Центр современных психотехнологий

Главная Каталог файловМой профильВыход
Меню сайта
Категории раздела
Память [1]
... все о ней и для нее
Наш опрос
Какие темы тренингов для Вас актуальны?
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » ИНТЕЛЛЕКТ » Память

Френсис Йейтс "ИСКУССТВО ПАМЯТИ"
[ Скачать с сервера (7.53Mb) ] 08.03.2010, 19:50
Предмет этого исследования не знаком большинству читателей. Лишь немногие знают, что греки, изобретатели всевозможных искусств, открыли также искусство памяти, которое подобно другим было передано Риму и вошло затем в европейскую традицию. Это искусство памяти использовало технику запечатления в памяти неких "образов” и "мест”. Обычно оно квалифицировалось как "мнемотехника” и в новые времена представлялось весьма незначительной областью человеческой деятельности.
Однако в эпоху, предшествовавшую изобретению книгопечатания, хорошо развитая память имела жизненно важное значение, и манипуляции с памятными образами должны были так или иначе захватывать всю душу целиком. Кроме того, искусство, использующее современную архитектуру для подыскания памятных мест и современную образность для формирования образов, должно подобно другим искусствам иметь свой классический период, свою собственную готику и свой Ренессанс. Хотя мнемотехническая сторона искусства памяти сохраняет свою актуальность и в античности, и в последующие времена и образует фактическую основу для его исследования, это исследование должно охватывать не только историю соответствующих технических приемов.
По одному из греческих мифов, Мнемозина является матерью муз; история развития этой наиболее фундаментальной и трудноуловимой чело- веческой способности заставляет нас погрузиться на гораз- до большую глубину. Интерес к этому предмету возник у меня около пятнадцати лет назад, когда я обратилась к творчеству Джордано Бруно и, полная надежд, стремилась разобраться в его трудах, посвященных памяти. Система памяти, извлеченная из "Теней” Дж. Бруно (Ил. 11), была впервые рассмотрена в лекции, прочитанной в Варбугском институте в мае 1952 года. Двумя годами позже, в январе 1955-го, также в Варбугском институте был представлен план Театра памяти Джулио Камилло. К этому времени мне стало ясно, что существует некая историческая связь между Театром Камилло, системами Бруно и Кампанеллы и театральной системой Роберта Фладда, которые, хотя и очень поверхностно, были сопоставлены в новой лекции.
Вдохновленная видимостью некоторых успехов, я принялась писать историю искусства памяти начиная с Симонида. Эта стадия исследования отразилась в статье об искусстве памя- ти Цицерона, опубликованной в Италии, в альманахе, по- священном памяти Бруно Нарди (Mediaevo e Rinascemento, Florence, 1955).
После этого возникла довольно долгая пауза, обуслов- ленная следующим затруднением: я никак не могла понять, что случилось с искусством памяти в Средние века. Почему Альберт Великий и Фома Аквинский считали ис- пользование в памяти "туллиевых” мест и образов мораль- ной и религиозной обязанностью? Само слово "мнемотех- ника”, казалось, неспособно было оправдать схола- стическую трактовку искусства памяти как части основной добродетели благоразумия. Постепенно родилась догадка, что Средние века могли рассматривать изображения добродетелей и пороков как памятные образы, созданные в соответствии с классическими правилами, а круги дан- товского Ада — как места памяти. Попытка уловить суть средневековых преобразований искусства памяти была предпринята в лекции "О классическом искусстве памяти”, представленной Оксфордскому обществу медиевистов в марте 1958-го, и "О риторике и искусстве памяти”, прочитанной в Варбугском институте в декабре 1959 года. Эти лекции частично использованы в четвертой и пятой главах. Оставалась наиболее значительная проблема — проблема магических или оккультных систем памяти, воз- никших в эпоху Ренессанса. Если изобретение книгопечатания сделало излишним великие готические системы искусной памяти Средних веков, то чем объяснить новую  вспышку интереса к искусству памяти, выразившуюся в столь странных формах, в каких мы встречаем его в ренессансных системах Камилло, Бруно и Фладда? Я вновь обратилась к Театру памяти Джулио Камилло и поняла, что ренессансная система оккультной памяти лежит в русле герметической традиции Ренессанса. Стало также ясно, что, прежде чем описывать ренессансные системы памяти, необходимо одно из исследований посвятить этой традиции.
Категория: Память | Добавил: Elena | Теги: культура, интеллект, наука, Йейтс Искусство памяти, развитие, мифология, Психология, информация, память, искусство
Просмотров: 2105 | Загрузок: 307 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Представление
Праздники
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright Elena Shugaley © 2010
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz